Монтаж как гештальт-идея города-лабиринта в романе Дж. Дос Пассоса «Манхэттен»

  • A. A. Stepanova Дніпропетровський університет імені Альфреда Нобеля
Ключові слова: місто-лабіринт, монтаж, художній образ, композиція, мотив руху, література, живопис, кіно

Анотація

Досліджено специфіку монтажу як форми художнього втілення образу міста-лабіринту у романі Д. Дос Пассоса «Манхеттен». Монтаж розглядається як форма культурного синтезу різних видів мистецтва – літератури та кіно.

Посилання

Бем А. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918. Т.23. Кн.1. СПб., 1919. С.225-245.

Гиленсон Б.А. Джон Дос Пассос: эволюция политической философии // Электронный ресурс: www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conf1995/gilenson33.htm.

Гиленсон Б.А. История литературы США. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.

Дос Пассос Д. Манхэттен. – М.: Издательство имени Сабашниковых, 1992. – 384 с. далее в тексте статьи цитаты даются по этому изданию с указанием в скобках номера страницы.

Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. – М.: Художественная литература, 1982. – 257 с.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. – 2002. - № 3-4. – С. 25-38.

Иванов В.В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. – М.: Наука, 1988. – 239 с. – С. 119-148.

История американской литературы: В 2 т. / Под ред. Н.И. Самохвалова. – М.: Просвещение, 1971. – Т. 2. – 319 с.; Великая Октябрьская социалистическая революция и мировая литература [Текст] : Сб. статей / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М. : Наука, 1970. – 551 с и др.

Керн Г. Лабиринт: основные принципы, гипотезы, интерпретации // Керн Герман. Лабиринты мира / Пер. с англ. А. Рудаковой, Л.Шведовой. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 432 с. – С. 7-33.

Краснова О.Б. Кубизм // Искусство ХХ века. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 352 с.

Куклев В. Лабиринт // Иллюстрированная энциклопедия символов / Сост. А.Егазаров. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 723 с.

Леоновець А.С. Експериментальна проза Д.Дос Пассоса та її рецепція у літературній критиці 30-х років ХХ століття // Науковий вісник Ізмаїльського педагогічного інституту. – Вип. 10. – Ізмаїл: Ізмаїльський держ. гум. ун-т, 2001. – С. 156-160.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957. – 620 с.

Маньковская Н.Б. Модернизм – постмодернизм – постпостмодернизм // Двадцатый век и пути европейской культуры. – М.: Государственный институт искусствознания, 2000. – С. 207-222; Климов В.В. Выбраться в лабиринт // Человек. – М., 1993. – Вып. 6. – С. 56-73; Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. – М.: РГГУ, 2002. – 250 с.; Романова Н.Л. Минотавр и лабиринты Я. Проекции мотива одиночества в литературе // Актуальные проблемы германистики и романистики. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2006. – Вып. 10. – Ч. 2. – С. 162-168 и др.

Несмелова О.О. О литературоведческих приоритетах. Джон Дос Пассос // Американские исследования: Ежегодник. – Минск: Изд-во БГУ, 2001. – С. 122-128.

Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 240 с.

Разинов Ю.А. Город-лабиринт // Mixtura verborum 2009: боли нашего времени: ежегодник. Юбилейный выпуск. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – 148 с. – С. 120-129.

Раппапорт А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. – М.: Наука, 1988. – 239 с. – С. 14 -22.

Салманова Е.М. Романы Джона Дос Пассоса // Дос Пассос Дж. Собрание сочинений: В 3 т. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Литература, 2001. – Т. 1. – 752 с. – С. 5-20.

Салманова Е.М. Джон Дос Пассос и Россия // Дис. … канд. филол. наук. – СПб, 1997. – 185 с.

Сергей Эйзенштейн. За кадром // Метафорические чтения: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://metaphor.nsu.ru/readings.htm.

Старцев А.И. Джон Дос Пассос. – М.: Художественная литература, 1934. – 152 с.; Миллер-Будницкая Р. Творческий путь Д. Дос Пассоса // Литературная учеба. – 1932. - № 9-10. – С. 76-88; Сельдер Ф. От бунтарства к пролетарской революции. О творчестве Джона Дос Пассоса // Резец. – 1032. - № 7. – С. 111-118 и др.

Топоров В.Н. Пещера // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1997. – Т. 2. – С. 311-312.

Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. – М.: Прогресс, 1993. – 321 с.

Цивьян Ю.Г. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. К расшифровке монтажного текста // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. – М.: Наука, 1988. – 239 с. – С. 78-98.

Цит. по: Иванов В.В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. – М.: Наука, 1988. – 239 с. – С. 119-148.

Эйзенштейн С. Монтаж. – М.: Музей кино, 1997. – 590 с.

Ямпольский М. Демон и лабиринт. (Диаграммы, деформации, мимесис). – М.: Новое литературное обозрение, 1996. – 337 с.

Scully Vincent. The Earth, the Temple, and the Gods. Greek Sacred Architecture. – New-York: Praeger, 1969. – 271 p.

Wagner L.W. Dos Passos: Artist As American. – Austin: University of Texas Press, 1979. – 244 р.; John Rohr Kemper. John Dos Passos. A Reference Guide. – Boston: Hall, 1980. – 300 р.; Carr W.S. Dos Passos. A Life. – N.-Y.: Doubleday, 1984. – 624 р.; Geismar M. Writers in Crisis. The American Novel between Two Wars. – Boston: Houghton Mifflin, Co: Cambridge. The Riverside Press 1942. – 299 р. и др.

Як цитувати
Stepanova, A. A. (1). Монтаж как гештальт-идея города-лабиринта в романе Дж. Дос Пассоса «Манхэттен». Від бароко до постмодернізму: збірник наукових праць, 17(2). вилучено із https://zarlit.dp.ua/index.php/BP/article/view/47